Меню сайта

Фрагмент картины Василия Дмитриевича Поленова

Фрагмент картины Василия Дмитриевича Поленова

Василий Дмитриевич Поленов является одним из создателей «пейзажа настроения». Он утверждал целую традицию, идя по стопам другого русского художника Алексея Саврасова, в которой впоследствии трудилось немало прекрасных мастеров, в том числе и ученик Поленова Исаак Левитан.

Картина «Бабушкин сад», копию которой наш арт-салон выполнил для москвички Марины, представляет собой тот самый «пейзаж настроения». Как отметил один рецензент «Московских ведомостей»: «Такие картины служат для того, чтобы дать вам «настроение».

Композиция этого полотна, написанного в 1879 году, несколько замкнута, чем, например, в другом известном произведении мастера «Московский дворик». Большую роль здесь играет архитектура. Она сохраняет свою былую красоту и живет с обитателями усадьбы одной жизнью. Таких обедневших барских домов в то время было рассыпано очень много по всей России. Время неизгладимо ставит печать не только на людей, но и на вещи, примером этого здесь и является этот дом, а конкретнее облупившаяся на колоннах штукатурка, неровности ступеней, поврежденная на фронтоне лепнина. Однако несмотря на это, он не потерял своей благородной простоты и привлекательности. Классические формы обыкновенного московского особняка точно переданы Поленовым. Аналогично и с одеяниями двух женщин – на старушке надет салоп темно-коричневого цвета и белый чепчик, на девушке сшитое по моде 1870-ых годов розовое платье.

Вместе они не спеша идут по дорожке в саду, а позади них остается старый дом. Сад, красиво и густо разросшийся, практически вплотную подступает к фигурам женщин. Василий Поленов создал действительно один из самых живописно красивых пейзажей настроения.

Картина «Бабушкин сад» написана в пейзажно-бытовом жанре. Девушка в розовом – внучка старухи - это олицетворение сестры-близнеца художника, образ же сгорбленной старушки сливается с обликом «бабаши» - так в их семье звали бабушку Веру Николаевну. Эти два женских образа в пейзаже Василия Поленова являются своего рода символами. Так, например, эта старушка, опирающаяся на палку, олицетворяет старость, а девушка, соответственно, молодость. Вдумчивый зритель сразу поймет, что эта картина хочет напомнить всем о быстротечности нашей жизни. Кроме того, это полотно является лирическим размышлением живописца о единстве человека и природы. А сад выступает символом не только исторической памяти, но и обновления жизни.