Меню сайта

Рафаэль и поэзия образа

Рафаэль и поэзия образа

В Пушкинском музее до конца года проходит замечательная выставка «Рафаэль и поэзия образа». И есть все шансы найти и почувствовать гармонию на его полотнах всем, кто посетит музей в эти дни. Полотна собраны из самых знаменитых музеев Италии. Выставка проходит под патронажем президентов обеих стран и посла Италии в Москве.

Рафаэль Санти – ученик Пьетро Перуджино, флорентийский Флоренции. В начале 16-го века он вместе со своим великим учителем среди лучших художников того времени принял участие в декорировании Сикстинской капеллы. Учитель Перуджино писал настенные фрески «Вручение ключей святому Петру». Рафаэль разработал проекты гобеленов, которые были сотканы в Брюсселе. Он принимал участие и в строительстве ватиканского Собора в качестве архитектора, и расписывал личные покои папы римского. И успел в тот же период написать много картин. В том числе знаменитое полотно - «Сикстинская мадонна», то, что сегодня хранится в Дрездене в Галерее Старых мастеров.

В каждой картине этого великого художника – есть гармония. Гармония цвета, света и тени, гармония состояния и мироощущения. Тонкое равновесие мира, что чувствовал художник. В его картинах редко встречается борьба, трагизм или антагонизмы. Но всегда есть загадка, задумчивость, гармония и спокойное равновесие. Рафаэль Санти был современником таких великих живописцев, как Микеланджело и Леонардо да Винчи. Но какие разные они, какие разные их работы, образы, запечатленные на холсте.

«Мадонна с младенцем» - одна из самых известных работ Рафаэля. Ее спокойная и величественная красота. В его картинах мы не найдем психологических портретов. Наоборот, в них есть попытка создать всеобщую, всеобъемлющую гармонию и равновесия. Поэтому, глядя на его полотна, та же самая гармония будто проливается в душу зрителя перед картиной.

Картина «Мадонна Грандука» так же есть на выставке. Есть на выставке и эскиз к этой картине. И именно по рисунку заметно, что сначала автор писал Мадонну торжественной. А затем он отказался от такого решения. И написал и Мадонну и младенца, будто одним силуэтом. И снова – равновесие и гармония. И красках, в движениях, во всем. Не застывшая гармония. А гибкая и хрупкая.

Стоит надеяться, что эта выставка – только начало большого сотрудничества пушкинского музея и музеев Италии.